Забытые карточки и методы их изготовления, страница: 3 из 3

Гораздо интереснее изучать открытки, выполненные с применением забытых способов. Шелк помещался в открытки либо вручную, либо машинным способом. Очень часто шелком подчеркивали тканевую основу национальных флагов, либо платьев на старинных черно-белых фотографиях или же литографических открытках.

Особенно интересными представляются двухслойные открытки или же непочтовые карточки. Шелк впрессовывался на открыточную бумагу машинным способом, потом выполнялось тиснение поверхности, покрытой тканью. И, наконец, поверх столь интересной "подкладки" вклеивался еще один слой, украшенный высечками.

Иногда шелк заменялся раскрашенной бумагой, а оригинальная высечка компенсировала "грубый" бумажный фон.

Думается, нет нужды объяснять в рамках этой статьи, что такое тиснение.

Тиснение применяется сегодня особенно часто и является, чуть ли не единственным "художественным" методом известным дореволюционным издателям открыток и сохранившимся до наших дней.

Высечка - особая технология, используемая обычно при изготовлении открыток, визиток и тому подобной продукции. Современные дизайнеры подчас даже не знают, что это такое. Этого слова, например, нет в БСЭ. Технология настолько оригинальна, что секреты высечки передаются из поколения в поколение, а найти какое-нибудь руководство по этой технологии весьма затруднительно.

Высечка выполняется при помощи оригинальных высекальных штампов, которые используются для пробивания различных отверстий в бумаге, что придает изделию необычность и привлекательность. Причем ручной метод изготовления штампов, известный в XIX веке, даже совершенней и, естественно, дешевле современного лазерного. Но, не следует думать, что изготовление высекального штампа - относительно простое дело.

Существовали даже мастера, которые специализировались только на изготовлении таких штампов. Причем как тогда, так и сегодня мастерам приходится сгибать стальную линейку на глаз, хотя они и следует готовому дизайнерскому рисунку. Порой для изготовления такого штампа требовалось несколько дней непрерывной работы. Но трудоемкость операции окупалась исключительной красотой готовой карточки.

Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками с высечкой, были настоящими произведениями искусства. Длинный поздравительный текст обычно не предполагался. Красота карточки передавала все ненаписанные, подобающие случаю слова. Мы ничего не знаем ни о дарителях подобных карточек, ни об адресатах. Но те чувства, которые первые испытывали к последним донесли до нас прекрасные поздравительные карточки.

Впрессованный шелк, простенький "сюжет" с голубем и изящная высечка передают необычайное очарование старых поздравительных карточек. Изготовители и дарители карточек наверняка не думали, что они сохранятся до XXI века. Но бережное отношение к ним нескольких владельцев, аккуратное хранение позволяют нам и сегодня любоваться подобными атрибутами дореволюционной жизни.

Мы ничего не знаем и о Дмитрии Яковлевиче Коткове, но его визитная карточка также сохранилась до наших дней благодаря исключительному изяществу ее исполнения. Изображенный на ней натюрморт с грибами и горшком искусно подчеркивает интерес владельца визитки к изящным вещицам, а может быть, в какой-то мере, и род его деятельности. Много ли современных визиток, выполненных обычно слишком однообразно, сохранится такое долгое время?

Надо сказать, что если старые поздравительные карточки родственны почтовым, то визитки родственны, главным образом, поздравительным карточкам. И то и другое передавалось из рук в руки, и то и другое изготавливалось на высоком художественном уровне. Другое дело, что изучение дореволюционных визитных карточек не относится не только к филокартии, но и к делтиологии - зарубежной науке об открытках. Но, поскольку предназначение и визитных карточек и непочтовых коллекционных открыток было иногда примерно одинаковым, и те и другие заслуживают нашего внимания.

Привлекательна карточка Товарищества паровой фабрики Эйнем. Известно, что в коробки с продукцией фабрики часто вкладывались открытки, рекламные карточки или даже ноты специально сочиненной мелодии, вроде "Вальс-монпансье".

Если фабрика Эйнем - довольно известное в прошлом предприятие, то сколько было до революции других предприятий, весточки о которых донесли до нас изящные карточки! Вот, например, карточка фабрики механических гильз неких Братьев Гаряиновых в Сергиевском Посаде. Эта визитная карточка, по всей видимости, была изготовлена за границей, а в России ее оборотную сторону "украсила" реклама фабрики.

Символика непочтовых карточек обычно была достаточно однообразна и узнаваема. Художники использовали несложные символы, понятные для обывателей. В противном случае, такие карточки рисковали бы остаться невостребованными покупателями, что не устраивало издателей. Так, на многих карточках присутствуют виньетки - орнаменты из цветов, стилизованные изображения сердца, голубь, несущий в клюве запечатанный конверт. Причем, надо отметить, что письмо от любимого изображалось именно в виде конверта, но не как открытка. Возможно, что это подчеркивало способ пересылки таких удивительных открыток по почте - именно в конверте.

Следует отметить, что подобные карточки обычно очень интересны, порой загадочны, если рассматривать их в натуре. Плоская страница не способна передать выпуклостей таких "эксклюзивных" открыток. Между тем, разобраться во всех тонкостях технологии, применяемой дореволюционными издателями, способен только хорошо подкованный специалист. Оригинальная, хорошо продуманная комбинация различных методов позволяла создавать настоящие шедевры издательского искусства.

Эра почтовых открыток и одновременный технический прогресс привели к тому, что открытки все меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Даже "валентинки" стали печататься на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными. Поэтому и сегодня такие поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное.

1. Интересно, что зарубежный термин "Делтиология" (от греческого слова, что означает маленький планшет письма) родственный отечественному "Филокартия", обозначает изучение и коллекционирование маленьких картинок и открыток, то есть не отрицает другие карточки, похожие на открытки. Слово "Филокартия", например, практически не встречается в зарубежном Интернете.

2. Шестимиров А.А. - статья "Улица открытки" - в журнале "Открытый мир", весна-лето 2002 - с. 2.

3. Тагрин Н.С. - Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978. - с. 30.

4. На открытке было изображено большое семейство из одиннадцати детей и их родителей, которые поднимают тост за отсутствующих друзей. Трое самых маленьких членов семьи уничтожают рождественский пудинг.

5. Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), бывший крепостной, основал Товарищество "А.И.Абрикосов и сыновья" (или "Товарищество А.А.Абрикосова сыновей"). Товарищество строило заводы и фабрики. На фабриках Товарищества изготовлялись шоколад, конфеты, карамель, пастилы, варенье, сиропы, джемы, торты и другие кондитерские изделия. Традицией Товарищества была широкая благотворительность - огромные пожертвования на госпитали, больницы, школы и др. В 1918 году фабрика Абрикосова была национализирована. Ныне - "Кондитерский концерн Бабаевский" (Петр Акимович Бабаев - рабочий (до 1920 - председатель Сокольнического райисполкома)).

6. Textiles magazine, 1996 (США) - статья Лиселотта Глозера "All dressed up and Nowhere to go. Novelty cards of people in Silk & Embroidery" ("Все оделись и некуда идти. Новые открытки из шелка").

7. Шелкография - вид трафаретной печати, в котором изображение наносится красками на сетку, чаще всего из шелка (БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1978. т.29 - с. 374).

8. Согласно мировой истории открытки, под Золотым веком открытки понимаются 1898-1918 годы.

9. Тиснение - техника художественной обработки различных материалов для получения на их поверхности рельефных изображений путем выдавливания.

10. Теодор Фердинанд Эйнем, немецкий подданный приехал в Москву в 1850 году, надеясь начать свое дело. Сначала он занимался производством пиленого сахара, после организовал мастерскую по производству шоколада и конфет. Вместе с компаньоном, соотечественником Юлиусом Хойсом в 1867 году они построили на берегу Москвы-реки фабрику шоколадных конфет и чайных изделий.

Источник: http://www.mirpoz.ru/ru/publications/history/detail.php?BID=31&ID=1093


Картриджи T-Tech купить Украина, round

Последние статьи

Основная особенность наружной рекламы в том, что она воспринимается на ходу – для того, чтобы вашу...
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и...
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее...