История почтовой открытки

Каждый имеет представление о поздравительной открытке, на лицевой стороне которой помещается красочное изображение, а на обратной части, приятные слова тому, кому она предназначена, также адрес  получателя и отправителя, и место для наклеивания почтовой марки. Нередко  марка уже напечатана на открытке, а почтовый сбор включён в цену последней при продаже. Открытка может быть даже без почтовой марки и под неё и адрес не предусмотрено место; это просто плотная бумажная или картонная карточка размером с обычное письмо. Сегодня можно найти очень большое количество разнообразнейших ярких открыток, как, реальных так и виртуальных.

                   

Но какова – же её история, что известно о месте и времени появления открытки? В Австро-Венгрии была выпущена первая почтовая карточка. В этой стране, 1 октября 1869 года в почтовом обращении, появилась «корреспондентская карточка» с изображённой маркой. В период франко-прусской войны 1870—1871годов в сражающихся армиях Германии и Франции также появилась идея снабдить карточку иллюстрациями.

Идея, солдат сопровождающих посылаемые родным почтовые карточки рисунками, была оперативно воспринята коммерсантами.  Положенное, солдатами, начало оказалось успешным и замыслом открытки быстро были охвачены другие страны.   В 1871 году их начали издавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 — Швеции, Норвегии, Цейлона. Появление русских открытых писем началось в это - же время.

Первые бланки открытых писем были изданы Почтовым ведомством в 1871 г. Два следующих  десятилетий  выпуск открыток был государственной монополией; они не имели иллюстрации и выпускались в трех цветах: черный (для внутригородских, так и для иногородних отправлений), коричневый (только для внутригородских отправлений) и зеленый (для иногородних отправлений).

Значительное изменение облик открытого письма  претерпел только в  1904 году решением Всемирного почтового конгресса адресная сторона была разделена на две части: одна, снабженная горизонтальными линейками, предназначалась собственно для адреса; другая — для письменного послания. Изображение помещалось на обратной стороне открытки. Международный стандарт открытки- 9 × 14 см, принятый в 1878 году в Париже, был изменён в 1925 году на другой-10,5 × 14,8 см.

Началом истории иллюстрированной открытки в России стал –  1894 год. В этом году бланки открытых писем было разрешено выпускать частным предприятиям. На адресной стороне открыток не разрешалось писать ничего, кроме адреса. А на сторону, отведенную под место для письма, этот запрет не распространялся.Так предприниматели получили возможность печатать на открытках рекламу или городские виды.

Первыми в России, иллюстрированными открытками, стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы.

 Так называемым золотым  веком  открытки считается 1898 год, когда Община св. Евгении начала свою долголетнюю работу по изданию открытых писем. Благодаря участию талантливых художников в работе над оригиналами, тщательному отбору репродуцируемых произведений, постоянному  вниманию к качеству печати при количественно огромной продукции, открытки Общины по праву являлись одними из лучших. 

Именно эта Община впервые в России стала выпускать массовыми тиражами открытки, плакаты, почтовые конверты, живописные и графические репродукции, а так - же книги по искусству. Двадцатилетняя работа организации, приносила большой доход, который использовался на обустройство больницы и жилья для сестер милосердия ( деятели искусств России были  инициаторами создания Комитета попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., после которой многие из них остались без средств к существованию.).

Выдающиеся художники передавали Общине свои работы, многие делали это в благотворительных целях. Вместе с Общиной Св. Евгении выпуском открыток занимались и другие организации и издательства, например И.Д.Сытин, И.С.Яцкевич, И.Пашков и др. В 1902 — 1903 гг. Императорское Женское Патриотическое Общество, выпустив серии, посвященные Эрмитажу и Русскому Музею, тем самым давало понять, что наряду с благотворительностью это издание старается познакомить публику с произведениями искусства. Издательств  становилось много и в условиях конкуренции стремились найти какую-то свою тематику для открыток.

Большое количество сюжетов и тем, которым были посвящены почтовые открытки: это открытки с  любовными посланиями, с видами городов, открытки на фольклорную тематику и портреты деятелей науки и искусства, и картины известных художников. С началом I-ой Мировой войны получили широкое распространение карикатурные открытки, высмеивающие противников России. 

В 1915 году было основано «Общество возрождения художественной Руси», которое пыталось заинтересовать людей древним русским творчеством. Издание открытых писем являлось лучшим способом повлиять на сознание среднего обывателя художественными древними русскими образцами.

Открытки имели большое значение в повседневной жизни дореволюционной России. Тем кто их производил и продавал они приносили хороший доход. Продавали их и поштучно, и сериями (в этом случае можно было рассчитывать на скидку). Дешевые открытки стоили 1 коп., открытки более высокого качества до 10 коп.

1917 год стал годом обеднения и угасания жанра документальной открытки из-за исчезновения целого ряда памятников, являющихся неотъемлемой частью города, а также снижением качества выпускаемой продукции. После революции, в Советском Союзе открытки сначала считались буржуазным предрассудком, но со временем их производство вновь началось, и в 1920-х годах получает развитие советская видовая открытка, идеологически выдержанная, на которой запечатлен образ нового советского города. Открытки этого времени посвящены видам центра Москвы и Петрограда. Появляются издания с видами мавзолея, сначала деревянного, потом гранитного, и других памятников советской эпохи.

В конце 1920-х годов туристы из Крыма, Сочи и других черноморских курортов нередко рассылали своим знакомым необычные «сувениры» - открытки. Последние представляли собой оригинальные почтовые карточки в виде древесного листка с пришитой к нему маркой.

Образ советского города полностью сформировался к 1950-м годам, особенно хорошо это видно на примере Москвы с ее новыми широкими проспектами и площадями, монументальной застройкой и новыми ориентирами – высотками, полностью изменившими силуэт городской застройки.

Такие открытки со всевозможными тематическими изображениями позволяют судить об общественном художественном вкусе, вспомнить имена забытых художников, воссоздать образы меняющихся городов, быт и атмосферу эпохи. Филокартия – является увлекательным занятием, и невозможно недооценивать тот информационный потенциал, заключённый в иллюстрированную открытку.

В 1990-е годы появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.

В наше время стали уже меньше пользоваться открыткой по их прямому назначению – их реже отправляют по почте. Сейчас для этого используют передовые средства коммуникации. Но всё равно люди продолжают дарить, покупные или сделанные вручную, открытки  друг другу, она не теряет своей значимости до сих пор.

Источник: http://iz-sssr.ucoz.ru/news/istorija_pochtovoj_otkrytki/2012-05-25-7


Декоративные валуны для дачи

Последние статьи

Основная особенность наружной рекламы в том, что она воспринимается на ходу – для того, чтобы вашу...
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и...
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее...