История карманного календаря, страница: 3 из 4

Календарь Государственной конторы "Госметр" на 1925 год был выпущен к переходу страны на метрическую систему и содержит таблицу перевода русских мер в метрические. Сейчас уже вряд ли кто помнит, что представляли из себя такие меры, как ведро, чарка или аршин. А календарь может рассказать нам об этом из глубины своих лет. Календари ЭТЦР (Электрический трест центрального района) на 1925 год и его же но уже под новым названием ГЭТ (Государственный электротехнический трест) на 1926 год, прекрасно исполненные, любопытны тем, как именно они отражали начальный этап развития электрификации в СССР.

Интересны карманные  календари Моссельпрома, к созданию которых имел отношение В.В.Маяковский. И те, и другие как-то очень точно передают дух того времени. Скорее всего дело в том, что они выполнены в стиле, который и представляется нам, как стиль именно 20-х годов. Не менее интересен и календарь Типографии Академии художеств в Ленинграде, выполненный в модном тогда стиле конструктивизма.

Выпускаются первые карманные календари внешнеторговых организаций. К примеру, это серия  календарей "Кавминэкспорта" на 1928 г., календарь "Международной книги" на 1929 г. Календари первой половины 30-х кодов крайне малочисленны. Возможно, что это как-то связано с кратковременным введением в нашей стране новой календарной системы - пятидневок. Но эта история достойна отдельного рассказа.

В 1936 г. в Ленинграде был выпущен по заказу СОЮЗПРЕДСПРОСа календарь на 1937 год - первый отечественный календарь на пластмассе. Календарь этот призывал к реализации накапливающихся у организаций промышленных и товарных излишков, - вопрос, так, кстати, и оставшийся нерешенным при социализме, хотя он и неоднократно поднимался в последующие 50 лет. Обрушившаяся на нашу страну война резко сократила выпуск календарей, как и всего другого. Календари военных лет крайне немногочисленны и, в большинстве своем, неинформативны. Конечно же, было не до календарей. 

Но в конце 1945 года издательством "Искусство" печатается календарь на 1946 г. - календарь Победы. Салют, флаги, гимн Советского союза. Будучи своеобразной реликвией, этот календарь - один из наиболее сохранившихся календарей 40-х годов. Он имеется практически в любой серьезной коллекции. Тогда же, в 1945 году советские календари начинают печатать и в Германии. Интересным примером могут  служить календари ОМУ НКУП (наркомат угольной  промышленности) на 1946 г., отпечатанные в Берлине на разноцветном целлулоиде.

С конца 40-х и до середины 60-х карманные календари немногочисленны. Выпуски Госстраха, Сберкасс, Аэрофлота. Если к этому добавить ежегодные выпуски издательства "Искусство", то мы получим, наверное, едва ли не 80% всех выпущенных в то время календарей.    Уже начиная с конца 30-х годов художественный уровень выпускаемых карманных календарей неуклонно снижается.

Сказывается и экономия на качестве бумаги и использование более дешевых способов печати. Парк производственной техники изношен и в деревообрабатывающей промышленности, и в полиграфии. Как следствие цензуры, календари делаются или ура-патриотические, или нейтральные, часто не отражающие даже темы (вдруг отразишь, да не так).

К карманным календарям все реже и реже прикасается рука профессионала. В шестидесятые годы среди разных выпусков резко выделяются техникой исполнения и, главное, вкусом, карманные календари с видами Ленинграда, выпускавшиеся ЛФОП 3 (3-я Ленинградская фабрика офсетной печати) примерно с 1961 по 1969 годы.

Для этих выпусков были использованы графические рисунки различных, в том числе и весьма известных, художников, таких, как, например, Остроумова-Лебедева. Выпущено их было за десятилетие около 200 видов и цветовых вариантов не считая новоделов.   До сих пор эти календари, называемые среди коллекционеров"Ленинградская графика", являются мечтой и гордостью любого собирателя.

И, кстати, до сих пор эти календари были единственными, для которых изготавливались новоделы специально для коллекционеров, столь велик был спрос на них. Со второй половины 60-х в стране начинается резкий рост международных торговых связей, и, соответственно, возрастает спрос на рекламные календари. И сразу же выявляется отсталость нашей полиграфии. Заказы на карманные календари внешнеторговых организаций размещаются за границей. Сперва это ГДР и Венгрия, потом Финляндия.

Позднее Австрия, Швейцария, Италия и Япония. Появляются календари, выполненные на качественно ином полиграфическом уровне, хотя содержание их, как и раньше, оставляет желать лучшего. Более того, рекламные календари часто не выполняют своей основной обязанности - не рекламируют даже заказавшую их фирму. Тем не менее, с конца 60-х мы знакомимся со стереоскопическими (объемными) и вариоскопическими (с меняющимся в зависимости от угла зрения рисунком) календарями. В начале 80-х появляется "дюфекс" (лазерная техника на фольге).

Тогда же, в конце 60-х руководителям страны приходит, наконец, в голову, что карманные календари можно использовать в качестве дешевой рекламы "социалистического образа жизни". Начинается массовый выпуск видовых календарей грандиозными тиражами. Издательства, и в первую очередь, издательство ЦК КПСС "Плакат" выпускает их многомиллионными тиражами, причем в большинстве своем в очень слабом оформлении. Особенно поражают бедностью мысли и техники исполнения календари с рисунками плакатного характера, выполненные группой художников, сложившейся вокруг этого издательства. Да еще при этом никто и не задумывался, что механическое издание крупного плаката в миниатюрном издании бессмысленно, ибо при этом теряется его воздействие на зрителя. 

Выпуск же видовых календарей также был весьма своеобразен. Отражались при этом, как правило, одни и те же виды и памятники, список которых был, по всей видимости, однажды утвержден, и расширять его особенно никто и не старался. Более того, часто из года в год использовались одни и те же слайды. Особенно этим отличался Минский полиграфический комбинат им. Якуба Коласа. Впрочем, известно, что любое хорошее дело у нас умеют и, по-моему, даже любят доводить до абсурда. Тем не менее, в 80-е годы резко увеличивается выпуск карманных календарей. Ширится их география, растут тиражи. В стране быстро растет число коллекционеров.

К 1990 году почти в каждом районном центре страны были клубы коллекционеров карманных календарей. Общее число коллекционеров в стране по самым скромным подсчетам достигало не менее ста тысяч. Календари начинают печатать специально для коллекционеров, тематика расширяется с учетом их вкусов.

Среди тысяч календарей, выпускаемых в 80-е годы, появляются отечественные календари, исполненные на самом высоком полиграфическом уровне и сделанные с большим вкусом. Особенно это касается календарей, выполненных на московском полиграфическом комбинате "Восход". Но не отстают и другие. К примеру, тульский комбинат "Коммунар", позже переименованный в ИПО "Лев Толстой" в течение ряда лет выпускает великолепные видовые серии.



Последние статьи

Основная особенность наружной рекламы в том, что она воспринимается на ходу – для того, чтобы вашу...
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и...
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее...