История карманного календаря, страница: 2 из 4

Благодаря своему утилитарному значению они долго хранились у потенциального клиента, многократно увеличивая рекламные возможности.   В Европе капитализм зародился раньше, чем в Росси, и карманные календари там тоже появились раньше. Деловые предприниматели очень быстро поняли, какую важность представляет собой карманный календарь, как рекламное средство. Подаренный клиенту небольшой календарик, не выбрасывался, в отличие от других рекламных средств, а хранился в целях необходимости у клиента в течение целого года.

Календари в Росси были и до 1885 г. Это были, безусловно, не наши Российские календари, а календари европейские, тем или иным способом, попадавшие в Россию. Все карманные календари царской Росси могли быть поделены  на три основные группы:

  1. Календари, целью которых была реклама товаров. Как и в наше время, оформлению подобных календарей придавалось чрезвычайно важное значение. Оформляли их ярко, красочно, применяли различные способы отделки - такие, как тиснение, вырезанные по контуру изображения, золочение контура и т.д. Выглядели подобные календари великолепно и были удивительно привлекательны. Ученые, занимающиеся изучением календарей, предполагают, что в разработке некоторых календарей принимали участие даже известные художники.

    Примером могут служить выпущенные по заказу товарищества "Р.Келлеръ и Ко въ Москве" календари, замечательно исполненные в стиле "русский модерн". По качеству полиграфии, некоторые календари того времени до сих пор стоят не уступают современным. Для изготовления карманных календарей использовали самый разнообразный материал: картон и бумагу, шелк, кожу и т.д. Позже появились календари на жести, алюминия и других материалов.

    В России подобные календари тогда не производились и завозились, как правило, из Германии.

  2. Другой группой календарей являлись деловые календари. В данной группе присутствовали календари различных строительных фирм, страховых компаний и т.д. Эта группа календарей по дизайну совершенно отличалась от предыдущей группы. Главным в дизайне подобных календарей, была информативность.
  3. В отдельную группу можно отнести календари, изданные в типографии Сытина. Данные календари не были рекламными. Иван Дмитриевич Сытин являлся одним из основателей частной типографии. Также он начал выпускать календари - более десятка видов. Со временем календари издателя приобрели широкую известность и популярность. Тематика Сытинских календарей была самой разной: среди них были и женские календари, и детские, и сельскохозяйственные.

Самый известный календарь, изданный Сытиным, так и назывался «Всеобщий русский календарь». Особенность этого календаря была в том, что он не просто показывал даты, но и  содержал массу всякой полезной информации. Появился этот календарь впервые в 1884г. на Нижегородской ярмарке, где сразу же стал очень популярен м принес первую славу издателю.

В дальнейшем, календарь приобрел еще большую популярность, в честь издателя, он даже получил название – «сытинский». Сытинские календари, как и все, что делалось издателем, прежде всего служили целям народного просвещения. Часто эти календари содержали рисунок типа лубочного, посвященный главному юбилею предстоящего года, и как можно большее количество, рассчитанной на наименее образованную часть населения, информации.

Календари, изданные Сытиным, очень редко можно встретить в частных коллекциях, в то время как в музеях, Вы можете увидеть достаточно большое количество, изданной Сытиным, календарной продукции. Видимо, причиной является то, что эти календари были предметом быта простонародья, поэтому мы и можем увидеть их в музеях, где пытались воссоздать образ жизни семьи крестьянина или рабочего. На карманных календарях тех лет можно увидеть многое, рассказывающее нам о истории России: одежду тех лет, парфюмерию и косметику, предметы быта и т.д.

События I мировой войны и отношение к ней людей менялись год от года. Все это отражено в карманных календарях. На них мы можем наблюдать, как менялось год от года отношение к Войне, художники тех лет отражали тенденцию тех лет, отношение людей к войне. На одном из календарей, выпущенных незадолго до февральской революции, был изображен уставший и озлобленный солдат на фоне сгоревшей деревни. Календарь, выпущенный на 1917 год был совершенно другим, нежели прежние календари.

Он не содержал ни рисунков, ни рекламы, ни информации. Только праздники, причем все праздники, имеющие какое-то отношение к царской семье, исчезли.  После революции 1917 года жизнь в стране настолько изменилась, что карманные календари не сразу нашли в ней себе место. Первоначально они были полностью посвящены идеологическим образам и политическим лозунгам новой эпохи.

Пройдя долгую дорогу в истории, карманные календари приобрели оптимальный размер – 70х100 мм. Это обусловлено тем, что подобный календарь легко может уместиться в кармане, книге, кошельке, записной книжке и т.д. Чтобы его внешний вид надолго оставался ярким и презентабельным, обычно карманный календарь ламинируется с двух сторон.    

 Из истории советских карманных календарей. Дмитрий Малявин  

  Нельзя сказать, что в первые годы Советской власти календарей не было совсем. Большие табель-календари этого времени имеются в некоторых коллекциях. Однако карманные календари первых послереволюционных лет пока не известны, скорее всего, они просто не сохранились. А может быть, они вообще практически не выпускались.

Лишь с 1923 карманные календари начинают вновь активно печататься. Необходимо отметить весьма странный факт, - карманные календари времен НЭПа совершенно неизвестны. Это очень удивительно, и объяснения этому я не нахожу.

Казалось бы, что рекламные календари этого периода должны были бы существовать, и, при том, достаточно многочисленные. Возможно, со временем, эти календари и выплывут из небытия и появятся у коллекционеров, но пока, увы, никто из собирателей не может ими похвастать. Первые карманные календари, изданные при советской власти, известны лишь на 1924 год. Но уже среди календарей 24-го года мы видим неожиданное разнообразие тематики.

Тут и политическая реклама, например, серия календарей, выпущенных по заказу Деткомиссии ВЦИК с портретами членов тогдашнего Политбюро тиражом в 600000 экз. Правда, о том, что это была большая серия, можно только догадываться. Разумеется, календарей с портретом Ленина, сохранилось не так уж и мало и не только в частных коллекциях, но и в фондах, например, ГПБ им.Салтыкова-Щедрина .

Не удивительно, что сохранились и календари с портретом Калинина. Странно, пожалуй, что пока неизвестны календари с портретами Сталина и Дзержинского. А вот что касается остальных... Из всего состава бывшего в те годы руководства страны портреты только этих четырех и можно было безопасно сохранить.  

В моей коллекции находится  чудом сохранившийся экземпляр с портретом Каменева. А ведь тот, у кого он, даже если и случайно, завалялся, мог заплатить за это жизнью. Серия Русского театрального общества на этот же год с портретами известных актеров тоже встречается редко. Конечно, хранить портрет В.Н.Давыдова или О.В.Баклановой было безопасно. Но и тираж был в 20 раз меньше. И с этого же 1924 г. начинается печать календарей торговой рекламы. И, прежде всего, Табачного треста, выпуски которого в 20-е годы составляют чуть ли не большую часть всех выпускавшихся в России карманных календарей. Зато, мы теперь знаем, что прейскурант отечественных табачных изделий в то время был, между прочим, наверное, побогаче нынешнего.



Последние статьи

Основная особенность наружной рекламы в том, что она воспринимается на ходу – для того, чтобы вашу...
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и...
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее...