История карманного календаря

Календарь (в переводе с лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения Солнца и Луны. Он представляет собой печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.). 

Появление календаря имеет очень древнюю историю. Прародителем современного календаря считается Древний Египет, где календарь был необходим для жизнедеятельности всей страны, которая зависела от разливов Нила, происходивших через примерно один и тот же промежуток времени. В древнеегипетском календаре годом являлся промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса. 

Каждый народ вёл свои датировки исторических событий. Одни отсчитывали количество лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии.  Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.      

Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н. э. (юлианский календарь). В 325 году юлианский календарь был принят Византией. На Руси с 1492 года началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября. Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.

Современный календарь назван григорианским (новый стиль). Он введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля). Реформа, которую провёл Григорий XIII и признали в большинстве католических стран, состояла из двух частей: 1) Была устранена ошибка в 10 дней, накопившаяся со времен I Вселенского собора (325 год), на котором были установлены правила вычисления христианской Пасхи.

Бытует неверное мнение, что папа Григорий XIII исправил ошибку, накопившуюся с момента введения юлианского календаря. Но тогда это было бы 12 дней.  Однако, целью реформы было иное: «вернуть» дату реального весеннего равноденствия (пасхальную границу) на 21 марта, как это было во времена Никейского собора, установившего пасхалию. 2) На будущее же была введена поправка, обеспечивающая более точное соответствие с солнечным исчислением, которая заключается в том, что из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года.

Таким образом, ошибка в один день накапливается лишь через 3333 года. Исключение трёх високосных лет за четыре века достигалось следующим правилом. Если номер года заканчивается не на два нуля, то он считается високосным тогда, когда номер года кратен четырём (например, 1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы).

Во всех остальных случаях год считается невисокосным (например, 1900 и 2100 годы).   Правило определения «високосности» года, заканчивающегося на два нуля, является одной из отличительных особенностей григорианского календаря по сравнению с юлианским. Разница между старым и новым стилями составляла в XVI—XVII веках 10 суток, XVIII веке — 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX—XXI веках составляет 13 суток.    

История календаря России.

Счёт времени в Древней Руси вёлся по четырём сезонам года. Применялся и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей. В 988 году, после принятия христианства, счёт лет стали вести по юлианскому календарю от «сотворения мира»,— с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями.

В Византии началом года было 1 сентября. А на Руси, по старой традиции, началом года считали весну, поэтому год начинался с 1 марта. При Иване III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября.

Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым. Пётр I заменил действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет). По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь. Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

Появление карманного календаря в России.

Появление первых Российских календарей связано с именем выдающегося ученого, астронома и артиллериста Якова Брюса, одним из помощников Петра I.  Я. В. Брюс руководил астрономической обсерваторией, располагавшейся в Сухаревой башне, где помещалась созданная Петром «Школа навигацких и математических наук», будущая Морская академия. Изданные им календари, были астрологическими.

Несколько позже Петр I издал царский указ, согласно которому, все права на выпуск календарей отдавались только Российской академии наук (вплоть до 1885 года). Календари того времени представляли собой целые альманахи, в которых можно было найти любую информацию: о праздниках, восходе и заходе солнца, о святых, о сельскохозяйственных работах и светских событиях и т.д. Эти календари имели большой объем и соответствующую стоимость, и назвать карманными их было никак нельзя.

В 1885 г. право на издание календарей получили земства. Есть предположение, что возникновение карманных календарей в России связано с зарождением и развитием капитализма. Предпринимателям требовались дешевые средства для планирования времени, поэтому и появились удобные и недорогие малогабаритные календари. Обеспечить подобное соотношение могли только земства. Календари выполнялись в форме таблицы и именовались табель-календарями.



Последние статьи

Основная особенность наружной рекламы в том, что она воспринимается на ходу – для того, чтобы вашу...
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и...
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее...