Использование дизайнерских бумаг и картонов , страница: 2 из 3

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БУМАГИ

 
Одно из важнейших печатных свойств бумаги — способность без разрывов и искажений передавать тончайшие красочные линии, точки и их комбинации. Это и есть ее «разрешающая способность», напрямую зависящая от гладкости поверхности. Гладкость бумаги измеряется в секундах. Так типографская каландрированная бумага имеет гладкость 100—250 сек., офсетная той же степени отделки — 80—150 сек. Бумага для глубокой печати имеет повышенную гладкость: 300—700 сек. Чемпион по этому параметру — мелованная бумага — более 1000 сек. Привычная для всех газетная бумага гладкой быть не может из-за повышенной пористости.
 
Как можно увеличить гладкость? Один из способов рассмотрен выше — каландрирование. Однако гладкость поверхности улучшается и нанесением любых покровных слоев: поверхностной проклейкой, пигментированием и мелованием.
 
Поверхностная проклейка (масса покрытия до 6 г/кв.м) дает бумаге высокую поверхностную прочность (предохраняет волокна от выщипывания при печати липкими красками) и уменьшает ее деформацию при увлажнении. Насколько это важно для многокрасочной офсетной печати, вряд ли нужно объяснять: ведь при каждом краскопрогоне бумага увлажняется водой или спиртовым раствором.
 
Пигментирование и мелование бумаги отличаются только массой наносимого покровного слоя: в первом случае — до 14, а во втором — до 40 г/кв.м. Высота рельефа мелованных бумаг не превышает 1 мкм, а значит, не будет препятствовать точному перенесению мельчайших элементов изображения с офсетного полотна. Кроме того, улучшаются оптические свойства поверхности (бумага белеет, приобретает глянец и лоск). Теперь поговорим о плотности бумаги (не жаргонной, которая на самом деле масса 1 кв.м, а физической), иначе говоря — объемной массе. С этой величиной тесно связана другая важнейшая для печатного процесса характеристика бумаги — ее пористость. Мы уже упомянули, что бумага — материал капиллярно-пористый. Оба слова в определении — родственные. Поры (или макропоры) — пространства между волокнами, заполненные влагой или воздухом. Капилляры (или микропоры) — мельчайшие пространства, пронизывающие покровный слой мелованных бумаг и находящиеся между частичками наполнителей и даже внутри целлюлозных волокон!
 
В макропористых бумагах — например, газетной — общий объем пор достигает 60%, средний их радиус — 0,16—0,18 мкм, а плотность — 0,5 г/куб.см. Ясно, что такая бумага хорошо впитывает краску, и с ней легко работать при больших скоростях печати. Но также ясно, что попытка напечатать полноцветное изображение с высоким разрешением в данном случае обречена на провал.
 
Мелованные бумаги относятся к микропористым. Общий объем пор для них не превышает 30%, средний размер — 0,03 мкм, а плотность достигает 1,35 г/куб.см. Они также неплохо впитывают краску, но уже под воздействием сил другой физической природы — капиллярного давления. Более подвижные частицы растворителя в первую очередь уйдут в капилляры, а красящий пигмент останется на поверхности. Это приводит к двум желательным последствиям: возможности печатать с повышенным разрешением и экономии краски.
 
Кстати, понятно, что печатать в рассмотренных двух случаях придется скорее всего разными красками и с помощью разной химии (смывки, сиккативы, разбавители и т.д.).

ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БУМАГИ

Это белизна, непрозрачность, и лоск (или глянец). Высокая белизна — т.е. способность отражать свет рассеяно и равномерно во всех направлениях — необходима, если вы хотите добиться контрастности запечатанного и пробельного участков. А без этого условия не будет четкости и удобочитаемости. Белизна измеряется рефлектометром как коэффициент отражения на определенной длине волны и для газетных бумаг составляет в среднем 65%, бумаг с содержанием древмассы — не менее 72%, мелованных бумаг без оптического отбеливателя — не менее 76%.

Отбеливание — это подцветка бумаги люминофорами или синими и фиолетовыми красителями, устраняющими желтоватый оттенок, присущий целлюлозным волокнам. В этом случае коэффициент белизны будет не менее 84%, а то и гораздо выше. Нужно только помнить, что дополнительный цвет, введенный в бумагу, может «вмешаться» в вашу работу с цветоделением.
 
Про непрозрачность и так все ясно. Если изображение пробивается на другую сторону — это плохо, особенно когда листовка двухсторонняя. Бороться с этим можно применением более плотной бумаги, или более пухлой, обычно — с наполнителями. Второе предпочтительнее, поскольку дешевле.
 
Лоск или глянец — результат зеркального отражения падающего на бумагу света. Чем глаже поверхность бумаги, тем, как правило, выше глянец. Для матовой бумаги его величина может составлять до 30%, а для глазированной — до 75-80%.
 
"Глянцевая" бумага превосходно зарекомендовала себя в рекламе: яркие, сочные иллюстрации лучше привлекают внимание рекламополучателя. Но знайте меру: неизбежные блики мешают читать тексты и сосредотачиваться на разборе их содержания.

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА БУМАГИ

При высокой печати, где печатный элемент выше пробельного, нужна мягкая бумага. Ведь при контакте с жесткой печатной формой она будет деформирована (деформация сжатия для крупнопористых газетных бумаг — до 28%, для мелованных — 6—8%). И очень важно, чтобы деформация была обратимой, то есть после снятия нагрузки бумага должна полностью восстановить первоначальную форму. Иначе мы получим на второй стороне листа рельеф.
 
Но если мы закупаем бумагу для тиснения, то свойства ее должны быть противоположными! Ведь цель тиснения — как раз остаточная деформация, показателем качества процесса будет необратимость деформации, устойчивость полученного рельефа!



Последние статьи

Основная особенность наружной рекламы в том, что она воспринимается на ходу – для того, чтобы вашу...
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и...
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее...