Использование дизайнерских бумаг и картонов

Бумага — это многокомпонентная система, состоящая в основном из специально обработанных растительных волокон, тесно переплетенных между собой и связанных химическими силами сцепления различного вида. И еще. Это — капиллярно-пористый материал.

ЗАКАЗ СВОЕЙ МОНОГРАММЫ Киев, дизайн монограммыВ состав бумаги, кроме волокнистых компонентов, формирующих ее структуру и основные свойства, могут быть введены дополнительные наполнители: проклеивающие вещества, красители, спецдобавки. Основных волокнистых полуфабрикатов — два: целлюлоза (особым образом обработанная древесина) и древесная масса (тоже древесина, но механически измельченная).

Бумаги различаются по массе одного квадратного метра (еще ее в обиходе называют плотностью, но это величина внефизическая) и толщиной. Масса 1 кв.м бумаги может составлять от 40 до 250 г. Более 250 г/кв.м по общепринятой классификации — это уже картон.
 
Оценивая применимость бумаг для тех или иных целей, технологи оперируют множеством ее свойств. Для нас важнейшие — печатные свойства бумаги, т.е. определяющие ее поведение до печати (при прохождении через бумагопроводящую систему печатной машины), во время печати (взаимодействие с краской и закрепление изображения) и после печати (поведение на послепечатных операциях — фальцовка, брошюровка, подрезка, ламинирование, каширование — и характеристики готовой продукции).
 
Назовем основные показатели бумаги, определяющие ее печатные свойства, и объединим их в группы:

  • геометрические: гладкость, толщина и масса 1 кв.м, плотность и пористость; 
  • оптические: белизна, непрозрачность, лоск (или глянец);
  • показатели однородности структуры: равномерность просвета, разносторонность;
  • механические (прочностные и деформационные): прочность поверхности к выщипыванию, разрывная длина или прочность на разрыв, прочность на излом, влагопрочность, мягкость и упругость при сжатии и другие;
  • сорбционные: гидрофобность, впитывающая способность растворителей печатных красок.

Может быть также использована классификация по степени отделки поверхности. Без отделки — матовая (машинной гладкости), а после суперкаландрирования (прокатки бумажного полотна в особых валках-каландрах) — глазированная (глянцевая), т.е. повышенной гладкости. Очень часто, не вникая в суть происходящего, мы требуем от бумаги противоположных свойств одновременно.

Например, хотим, чтобы краска на ней не отмарывала и быстро сохла (т.е. чтобы активно впитывалась порами), и чтобы можно было печатать мельчайшие элементы изображения (а для этого бумага должна быть мелованной и очень гладкой!). Или требуем, чтобы она была чистоцеллюлозной, но чтобы изображение не просвечивало даже при малой плотности листа (а это легко достигается добавлением древесной массы, что, кстати, существенно удешевляет продукт).

Подбор бумаги в основном зависит от:

  • вида печати: бумага для глубокой печати может быть непригодна при печати офсетной или флексографической;
  • требуемого качества готовой продукции: на дешевой «желтой» пористой бумаге невозможно хорошо напечатать полноцветное изображение с хорошим разрешением, зато снижение массы 1 кв.м используемой бумаги часто можно без потерь «замаскировать» ее увеличенной пухлостью;
  • применяемого печатного оборудования: одна и та же бумага может дать распрекрасный результат на 4-хкрасочном «Хейдельберге», где печать осуществляется за один проход, и «убить» ваши деньги на однокрасочной машине, где печатают за четыре прохода (см. ниже о деформации бумаг). Кроме того, для цветной печати на однокрасочной машине мы обычно покупаем бумагу большего формата, чтобы было место для установки тестовых плашек: печатник должен постоянно контролировать себя денситометром, чтобы после четвертого краскопрогона не оказаться у разбитого корыта.

Нельзя печатать по мелованным бумагам на дубликаторе; нельзя в отдельные типы даже хороших печатных машин «загонять» картон или наоборот очень тонкие бумаги; нельзя не знать направления волокон в бумажном листе; нельзя экономить, закупая бумагу в ролях, если не имеете надежной точной резки; нельзя бумагу с мороза «совать» в печатную машину (загнется, как старый сыр), и вообще лучше закупать ее за пару недель до предполагаемого тиражирования для кондиционирования; можно, но глупо использовать дорогие бумаги там, где без потери качества конечного продукта применимы дешевые.



Последние статьи

Основная особенность наружной рекламы в том, что она воспринимается на ходу – для того, чтобы вашу...
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и...
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее...