Что такое ризограф?

Данная страница предназначена для тех, кто интересуется что такое ризограф и ризография. В этом издании мы попытались описать проблемы, возникающие при тиражировании на ризографе, и предложить способы их решения таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально использовать возможности ризографии и, с другой стороны, достичь наибольшего эффекта от ваших затрат при тиражирование на ризографе .

Ризограф это не ксерокс!

Начать придется с технического описания ризографа. Мы находим это весьма полезным, поскольку многие технические ограничения связаны именно с технологией ризографии, а не являются, например, нашей прихотью.

рис. 1

По внешнему виду (рис.1) ризограф похож на ксерокс, но на самом деле это не так. Скорее, это гибрид ксерокса и офсетной печатной машины. От ксерокса ризограф позаимствовал сканирование оригинал-макета, а от офсетной машины -- изготовление печатной формы.

При работе все выглядит очень просто. В сканер (1) ризографа помещается оригинал-макет. На пульте (2) нажимается кнопка. Через полминуты появляется первая копия. На пульте задается число копий, копирование идет со скоростью 120 копий в минуту. Бумага из лотка (3) проходит через ризограф и, уже напечатанная, попадает в лоток (4). Нижний ящик (6) -- просто подставка. Если в процессе работы произошел сбой (лист застрял внутри ризографа), можно открыть дверцу (5) и устранить неполадку.

рис. 2

Поясним, как работает ризограф, по схеме (рис.2). Работа ризографа состоит из двух этапов. Первый этап начинается со считывания изображения оригинал-макета в сканере (1). Оригинал-макет представляет собой лист белой бумаги с изображением, которое нужно тиражировать. Сканер преобразует его в электрические сигналы, поступающие в блок изготовления мастер-пленки (2). Мастер-пленка представляет собой тонкую бумажную ленту с полимерным покрытием, намотанную на рулон (3). В блоке (2) в полимерном покрытии прожигаются отверстия в точном соответствии со сканируемым изображением. Отрезок мастер-пленки (4), по длине равный листу оригинал-макета, отрезается ножом (11) и закрепляется на печатающем барабане (5). На этом заканчивается первый этап работы ризографа.

Барабан (5) имеет сетчатую основу под тем участком, где закреплен отрезок мастер-пленки. Изнутри по сетке размазывается краска, поступающая из тубы (6). Краска пропитывает отрезок мастер-пленки и просачивается только через те участки, где имеются отверстия в полимерном покрытии. Если теперь к мастер-пленке приложить лист бумаги, на нем останется отпечаток -- копия оригинала. В этом, собственно, и заключается второй этап работы ризографа.

На втором этапе барабан (5) приводится в постоянное вращение в направлении, показанном стрелкой. Листы чистой бумаги из подающего лотка (7) захватываются механизмом подачи (8) и направляются между барабаном (5) и прижимным валиком (12). Здесь и происходит перенос изображения на бумагу. Далее листы бумаги отлепляются от барабана или сами, или клювиком (13) и попадают в приемный лоток (9). На втором этапе оригинал-макет уже не используется.

Перед сканированием следующего оригинала, ненужный уже отрезок мастер- пленки снимается с барабана и утилизируется (сминается) в емкость (10).

Вот и все! Следует добавить, что описанные выше процессы ризограф выполняет автоматически, хотя верится в это с трудом. Управление ризографом производится при помощи практически одной кнопки и клавиатуры для задания количества копий.

Для печати другим цветом заменяется весь барабан (5), для каждого цвета имеется свой барабан, хранящийся отдельно вместе с тубой для краски (6). Эта операция производится вручную.
 

Технические характеристики
 

Здесь приведены реальные усредненные технические характеристики по имеющимся в типографии ризографам. Они показывают, скорее, возможности нашей типографии, а не конкретного ризографа.
 

Формат оригинал-макета до А3
Формат бумаги для копий до А3
Плотность бумаги 65-210 г/м2
Режимы сканирования текст, фото, текст+фото
Разрешающая способность сканера 400 dpi
Масштабирование при сканировании 72-141%
Время получения первой копии 20 сек
Скорость копирования 60-130 копий/мин


Последние статьи

Основная особенность наружной рекламы в том, что она воспринимается на ходу – для того, чтобы вашу...
Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и...
Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее...